Рубрики
Без категорії

Про подростков и смыслы

Приближается конец учебного года, время экзаменов, а значит, школьников опять начнут забирать с тренировок …

Приближается конец учебного года, время экзаменов, а значит, школьников опять начнут забирать с тренировок, чтобы больше времени уделить учебе.

Забирать у себя тренировки в надежде на улучшение результатов в учебе — это как бить молотком себя по коленям в надежде на улучшение результатов в соревнованиях по бегу.

Ниже несколько фактов о связи физических нагрузок и концентрации внимания, все ниже написанное взято из книги “Беги, мозг, беги!” Там же есть ссылки на исследования.

Что такое внимание на уровне биологии  мозга? За способность фокусироваться на достижении долгосрочных целей, подавлении внутреннего и отсечении внешнего шума отвечает префронтальная кора (она сформируется полностью к 25 годам, а у детей и подростков она еще находится в стадии развития). Также большое влияние на концентрацию внимания имеет работа системы положительного подкрепления мозга, она будет подкреплять дофамином вашего ребенка, когда тот будет учиться (эта функция нарушена у людей с СДВГ, а еще вы можете почувствовать как работает нарушение работы этой системы, если часик-другой полистаете ленту в соцсетях, а потом попробуете сфокусироваться на какой-то задаче).

Во множестве исследований доказано положительное влияние физической активности на работу мозга: после завершения тренировки уровень дофамина повышается и держится на высоком уровне еще около суток, вы чувствуете себя более счастливыми и спокойными, так же улучшается концентрация внимания. Во множестве исследований участников делили на группы и заставляли проходить различные тесты и решать задачи. Те группы, которые делали перед тестом небольшую тренировку или пробежку, показывали затем лучшие результаты и испытывали меньший уровень стресса.

Экзамены — это стресс, стресс — это кортизол. За торможение реакций стресса у нас отвечает в том числе префронтальная кора мозга (да, та самая, которая еще не сформировалась и которая отвечает еще и за долгосрочные цели). Занятия спортом оказывают положительное влияние на мозг в целом, но на префронтальную и теменную зоны коры мозга оказывают наиболее сильное влияние. Улучшается кровоснабжение тканей мозга, появляются новые капилляры, таким образом ткани получают больше питания, больше кислорода, улучшается утилизация продуктов распада. 

В одном из тестов испытуемых заставляли проходить, как им сказали очень простой тест в котором люди обычно показывают результаты 85-90% верных ответов. На деле же тест был построен так, что процент правильных ответов не поднимался выше 20-25, даже правильный ответ вам могли засчитать как неверный, короче цель теста — это взбесить вас. И правда, испытуемые злились, пинали мебель, ругались, многие бросали тест и уходили. Но в группе, которую перед тестом заставили сделать легкую получасовую тренировку, уровень стресса у испытуемых был значительно ниже.

Такое замечательное влияние физических нагрузок на концентрацию внимания досталось нам от наших первобытных предков-охотников. Если наши предки бегали, то бегали либо от кого-то, либо за кем-то и это был вопрос выживания, так что те особи, мозг которых лучше работал во время охоты и спасения от хищников, смогли выжить и оставить потомство.

Резюмируя. Тренировка — это не трата времени, которое можно пустить на учебу,  это зарядка батареек вашего мозга. Если вы только учитесь и не тренируетесь — вы подобны лесорубу из известной притчи, который пытался рубить все больше деревьев, но не хотел тратить время на то, чтоб затачивать топор.