Рубрики
Без категорії

Дети и смартфоны

Это очень не характерная для меня статья. Я не привык “кошмарить” людей …

Это очень не характерная для меня статья. Я не привык “кошмарить” людей и стараюсь писать и изъясняться в позитивном ключе. Да и решение проблемы о которой я хочу написать  кажется мне настолько бесперспективным что я уже несколько раз бросал написание этой статьи. Но все же, я просто не могу об этом не говорить.

Представьте что вы узнали что ваш ребенок на регулярной основе принимает наркотики, какие чувства вы испытали бы? А если я вам скажу что вы сами купили этот наркотик вашему ребенку? Запомните ощущение внутри себя.

Дальше.

Мы живем в эпоху эпидемии СДВГ (синдром дефицита внимания, гиперактивность) в США за последние десять лет количество детей и подростков с СДВГ увеличилось с 3 до 12 процентов, в какой-то момент препараты от СДВГ прописывали такому количеству людей, что фармкомпании не успевали их производить. Мы немного отстаем от штатов в абсолютных цифрах, но динамика у нас такая же.

Несколько фактов о СДВГ: (приношу извинения за возможные неточности, я лично очень мало знаю о СДВГ, а то о чем говорю ниже — это цитаты из книг). 

СДВГ подразумевает обширный спектр симптомов и характеристик. Если сравнить яблоки с апельсинами — то у вас не может быть немного ВИЧ, он или есть или его нет, но у вас может быть немного СДВГ. И вы можете перемещаться по этому спектру в зависимости  от ряда факторов, как то усталость, голод, стресс, возраст…

Один из факторов  обуславливающих СДВГ — это нехватка дофаминовых рецепторов в структурах мозга входящих в систему положительного подкрепления мозга. То есть человек с СДВГ нуждается в более сильном воздействии на центр удовольствия.

Например. Если вы смотрите телевизор и там идет скучная передача — вашему мозгу не хватает подкрепления и он заставляет вас посмотреть в смартфон где динамика выше и стимулы сильнее. Так и ребенку с СДВГ необходимо что-то, что даст ему подкрепление здесь и сейчас, а вот школьные задачи, например, где подкрепление отложено, являются для него мукой.

Так а причем же тут наши дети? У большинства из них нет диагноза СДВГ, и почему нужно было думать о наркотиках и запоминать неприятные ощущения?

Я хочу вам рассказать как социальные сети и компьютерные игры влияют на мозг. Мы все как-то на уровне интуиции и каких-то начальных знаний понимаем, что влияют плохо. Я же хочу привести вам несколько фактов как смартфон (планшет, ноутбук, неважно) влияют на биохимию мозга. Но сначала поймите одно.

Вы — это ваш мозг.

Вы знаете, что многие наркотики и фарм препараты вызывают резистентность, то есть для получения того же эффекта вам потребуется повышать дозу препарата.

Каждый раз, когда вы получаете некую порцию логически законченной и понятной вам информации ваш мозг выдает вам немного дофамина в качестве подкрепления. Это называется “ага-эффект”. 

Если обратите внимание — то большинство информации в соц. сетях разбита на маленькие порции (Тик-ток, почему же дети его так любят, интересно?), динамика в современных играх, особенно на смартфонах также чрезвычайно высока. Вас просто засасывает в процесс майнинга дофамина. А.В. Курпатов очень точно назвал смартфон электродоилкой для мозга. 

Как результат, система выработки дофамина истощается, а также повышается резистентность к дофамину в системе положительного подкрепления мозга. То есть для получения подкрепления нужно все более сильное воздействие и повседневные задачи, как то школа, домашняя работа или живое общение уже не вызывают подкрепления, а значит, мозг будет вас заставлять переключить внимание на что-то другое, а попытка насильного удержания внимания будет мучительной. 

Можно ли это назвать СДВГ? Я не врач, я не могу ставить диагнозы, но согласитесь что очень похоже.

Когда ребенок “сидит в телефоне” у него работает только одна из нейронных супер сетей мозга, а именно сеть выявления значимости. Вы просто воспринимаете информацию и переключаетесь на следующую и так до бесконечности, никак не обдумывая и не структурируя полученное.

Если вы играете в игры — вы еще немного задействуете центральную исполнительную сеть. Но при этом вообще никак не работает дефолт система мозга, а она включает в

среди прочих префронтальную кору и теменную кору. Сложно? Давайте просто. Пока вы сидите в экране у вас не работают зоны мозга, отвечающие за высшую интеллектуальную деятельность. Этими частями мозга вы решаете сложные задачи, ими принимаете решение сделать то, что вам надо, а не то, что хочется сейчас и много чего еще нужного и полезного. А раз вы чем-то не пользуетесь, оно и не развивается, а если не пользуетесь долго — атрофируется. И это доказано во множестве экспериментов, благо МРТ позволяет ученым смотреть на работающий мозг в реальном времени.

А еще префронтальная кора и гиппокамп ответственны за торможение реакций стресса и являются антагонистами миндалевидного тела мозга, которое стресс запускает.

Резюмируя, чрезмерное увлечение соц. сетями и играми на физическом уровне разрушает мозг, это не какие-то мифические вредные последствия в которые можно верить или нет, это то, что доказано, увидено и пощупано в сотнях научных исследований.

Почему я решился написать об этом сейчас? В период карантина количество экранного времени у наших детей сильно увеличилось и это негативно на них сказалось, то есть я сейчас каждый день на каждом классе вижу детей мозг которых пострадал от смартфона.

Это не ошибка предубеждения и не селективное внимание, я умею отслеживать эти искажения мышления. А еще дети постоянно говорят между собой сколько времени они проводят в играх. 

Так вот сейчас очень много стало детей с проблемами с концентрацией внимания и это при том что тренировки по капоэйре — это очень динамично и интересно. Я сейчас по первым пяти минутам тренировки могу сказать кто из детей сколько времени проводит в экране, настолько это явно видно со стороны. Это, к моему большому сожалению, становится сейчас определяющим фактором успеваемости ребенка на тренировках (в школе наверное тоже). То есть, если у меня сейчас есть ребёнок, который сильно отстает от сверстников по физическому развитию, координации движений и способности к концентрации, то стоит мне немного послушать, о чем он говорит с друзьями в свободное время до и после класса, и с большой долей вероятности я узнаю что он один из тех счастливчиков (а они считают это большой удачей), кому родители не особо ограничивают экранное время.

И когда ко мне приводят ребенка, который в девять лет знает весь тик-ток наизусть и прошел майнкрафт и фортнайт вдоль и поперек мне хочется спросить его родителей, даже не спросить а прокричать им

ЗАЧЕМ?!?!?!?!